Skip to main content

Для 10 ФМП и 10ХБП на 19.03 - 12.04

Решить 3 варианта, написать 3 сочинения к ним.

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Морские волны обладают большой мощностью: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов и т. д. (2)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее nреобразовывать её в электрическую энергию. (3) преобразования позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Волны, наблюдаемые в природе, .могут переносить огромную энергию нередко являются причиной разрушений.

2) Энергию морских волн, обладающих разрушительной мощностью, можно использовать на благо человека, превращая её в электрическую и тем самым позволяя экономить невозобновляемые источники энергии.

3) Необходимо экономно использовать невозобновляемые источники энергии, такие как нефть, газ,

каменный уголь.

4) Морские волны обладают огромной энергией, которую можно использовать на благо человека, если преобразовывать её в электричество, что позволило бы более экономно расходовать невозобновляемые источники энергии.

5) И хотя огромную энергию морских волн можно было бы использовать на благо человека, всё чаще они наносят непоправимый урон, особенно цунами.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому Наоборот, Такие Но Хотя

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

1) Водная струя жидкости, выходящая на поверхность воды из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

2) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.

Сведения из верного источника.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чем-л. Он надежный источник.

Сведения из верного источника.

4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное 
исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

корЫсть (из) кремнЯ обострЁнный позвОнит ненадОлго

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У старшего брата всегда был очень СКРЫТНЫЙ характер.

Баскетболист ОТКЛОНИЛСЯ, и мяч пролетел мимо.

А прежде здесь ВЕКОВЫЕ леса росли, водились фазаны, дикие кабаны и олени.

Эти последовательности нулей и единиц можно рассматривать как числа, записанные в ДВОИЧНОЙ системе.

Иван понял, что голос его ПЕРЕТЕРПЕЛ изменения: исчез безвозвратно густой, певучий, баритональный бас.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

стая ЦАПЕЛЬ

к ДВУХТЫСЯЧНОМУ году

ИСПЕКЁТ хлеб

в СТА метрах

у неё БОЛЕЕ ГРОМКИЙ голос

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Благодаря газеты мы узнали о возобновлении теплоходного маршрута к «Северным островам ».

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

2) Активисты общественных движений забыли о разногласиях и единым фронтом выступили против закрытия музея.

В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

3) Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5) Максим Максимыч упрекает Печорина в том, что почему он охладел к Бэле.

 

6) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.

 

7) В новом романе Людмилы Улицкой «3елёный шатёр»

изображены послевоенные годы.

 

Cool Снег шёл не переставая и неожиданно заканчивается.

 

9) Детский коллектив школы искусств создал одно большое художественное полотно, которое станет центральным лотом на аукционе, приуроченном к празднику - Дню защиты детей.

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

информ .. тивный утр .. мбовать посв .. щение разр .. женвый (воздух) осн .. щение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пред .. стория, по .. щу (место)

нед .. стача, р .. зыскал

бе .. цветный, .. гибать

соб .. ётся, об .. ятия

пр .. ютил, пр .. клонный (возраст)

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

застенч .. вый обеспеч .. ва ть плать .. це затм .. вать засушл .. вый

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выгляд .. шь (хорошо)

неприемл .. мый

высп .. шься

независ .. мый

недвиж .. мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Экспедиция (НЕ)РА3 подходила к берегам, причём настолько близко, что местные жители могли пересчитать мачты на каравеллах.

(НЕ)3НАНИЕ законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение. 
И так всю ночь мне (НЕ)СПИТСЯ, пока не вспыхнет первая зарница.

Новая театральная постановка вызвала далеко (НЕ)ОДНО3НАЧНУЮ реакцию в обществе.

Последствия применения нанотехнологий в еде пока (НЕ)И3УЧЕНЫ, а потому - непредсказуемы

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Водолазы погрузились (В)ГЛУБЬ моря и (НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких часов изучали глубоководный мир.

Сидя на коне, командир (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут пристально смотрел (В)ДАЛЬ.

Мартын плелся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.

ЧТО(БЫ) ни говорили другие, я считаю, что человек сам (В)ПРАВЕ распоряжаться своим будущим.

Будучи просвещённейшим человеком своего века, А. С. Пушкин (НИ)РАЗУ не был (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

За окном мелькали усея(1)ые пшеницей поля. Солнце спускалось к закату, верхушки леса были пламе(2)о освеще(3)ы, тень вагона бежала по некоше(4)ому откосу.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)Во время опасности или волнения сердце сжимается либо начинает учащённо биться.

2)Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?

3)И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.

4)Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.

5) И вдруг и берег и море озарили первые лучи солнца.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и тёмных дебрей (2) замирает на (3) ярко озарённой (4) дороге.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой( -ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Несмотря на кажущееся некоторым сходство английского языка с русским, между ними (1) конечно (2) имеется существенная разница, обусловленная историческим развитием народов и другими объективными причинами. Поэтому (3) многие созвучные русскому языку английские слова и выражения (4) зачастую (5) несут совершенно иную, порой неожиданную смысловую нагрузку.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прообразом капитана Врунгеля (1) фамилия которого (2) пародирует фамилию известного мореплавателя Фердинанда Врангеля (3) и вызывает ассоциацию со словом «врун» (4) был знакомый писателя А. С. Некрасова с характерной фамилией Вронский любитель рассказывать морские истории-небылицы со своим участием.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ольга вошла к Рябовскому без звонка (1) и (2) когда в передней снимала калоши (3) ей послышалось (4) как будто в мастерской кто-то тихо пробежал.

20.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Специальные наборы инструментов позволяли учителям оценивать осанку школяров, десятки округов участвовали в программах исправления осанки детей.

   Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. (2)Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо застроенная Покровская гора. (3)Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора 
Янсена на них и денег-то не было. (4)А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. (5)Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. (6)И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. (7)3имой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.

(8)Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился к больному и никогда не спешил от него, не отказываясь от морковного чая или чашки цикория, неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. (9)У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя -- смотря по сезону, -- а войдя, направлялся к печке. (10)Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. (11)И шёл к больному, только хорошо прогрев руки. (12)Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей.

(13)Врачебный и человеческий авторитет доктора Ян сена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. (14)Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь в насыщенном растворе людской благодарности. (15)Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. (16)Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. (17)И доктор Янсен не избежал этого: у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой ... (18)0 чём его только не спрашивали! (19)Я не знаю, какой совет давал доктор в каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам одинаково: кашами, молоком и чёрным хлебом. (20)Правда, молоко было иным. (21)Равно как хлеб, вода и детство.

(22)Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. (23)Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на подсчёт. (24)Внизу были дети, и этим было подсчитано всё.

(25)В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. (26)Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. (27)Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, всё замирало до утра, и тогда бадьёй и воротом завладевали мы, мальчишки, и катались. (28)Обычно на бадью становился один из нас, а двое вертели ворот. (29)Но однажды решили прокатиться вдвоём, и веревка оборвалась. (30)Внизу нельзя было дышать, ведь воздух перенасыщен метаном. (31)Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое ребят. (32)Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. (33)Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. 
(34)Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. (35)Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.

(По Б. Л. Васильеву*)

Борис Львович Васильев (1924-2013) - русский писатель.

 

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Чтобы успеть обойти всех больных в районе, доктор Янсен брал извозчиков.

2) Доктор Янсен трудился без праздников и выходных.

3) После визита к больному доктор Янсен спешил уйти к следующему, отказываясь даже от чашки чая или цикория.

4) К доктору Янсену обращались за житейскими советами.

5) Доктор Янсен погиб, провалившись в канализационный колодец.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-4 содержатся элементы описания.

2) В предложениях 13-15 представлено повествование.

3) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23.

4) Предложение 29 противопоставлено тому, о чём говорится в предложении 30.

5) В предложениях 31-34 представлено повествование.

23. Из предложений 10-11 выпишите один фразеологизм.

24. Среди предложений 13-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) свяаано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В автобиографической повести "Летят мои кони" Б. Л. Васильев с теплотой вспоминает о враче, благодаря которому появился на свет. Говоря о достоинствах этого человека, автор использует приём - (А) ______ ("долг" в предложениях 4, 5), тропы: (Б) ______ ("сражался за людские жизни" в предложении 6), (В), ______ ("неутомимые ноги", "великое терпение", "неоплатный долг" в предложениях 4, 5). Кульминацией текста становится финал, где писатель рассказывает о подвиге доктора Янсена, используя при этом такой приём, как (Г) ____ (предложение 34)».

 

Список терминов:

  1. риторический вопрос
  2. метафора
  3. эпитеты
  4. сравнительный оборот
  5. анафора
  6. книжная лексика
  7. антонимы
  8. лексический повтор
  9. противопоставление

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Часть 1

(1)Киноискусство - особый вид искусства, возникший на основе кинематографии. (2) литературного или театрального творчества киноискусство обладает свободным выбором плана, связанного с оптической природой киноизображения, и возможностью монтажа. (3)Богатство и разнообразие художественных средств киноискусства позволяют ему широко, в предельно конкретной, наглядной форме отображать действительность.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Кинематография послужила фундаментом для создания особого вида искусства - киноискусства, которое отличается от литературы.

2)Возможность монтажа, свободного выбора плана, широкого отображения действительности в предельно конкретной, наглядной форме делает киноискусство особым видом искусства.

3)Кинематография обладает богатством и разнообразием технических средств, которые позволяют ей с предельной точностью отображать действительность.

4) Богатство и разнообразие художественных средств, позволяющих киноискусству широко отображать действительность, делают его видом искусства, близким к литературному и театральному творчеству.

5)Киноискусство - это особый вид искусства, отличающийся возможностью монтажа, свободного выбора плана, широкого отображения действительности 
в предельно конкретной, наглядной форме.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вследствие В течение В отличие от На протяжении Начиная с

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру,

соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО, -а, ср.

1)Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н. (ничем не брезгует кто-н. для достижения своих целей, успеха; неодобр.),

2)Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.

3)Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.

4)Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что-н.

5)мн. Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

баловАть свеклА сОгнутый лгалА экспЕрт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Научные открытия и ТЕХНИЧНЫЕ достижения нужно использовать в мирных целях.

Николай оказался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах ядерной физики.

Ваше поведение мне кажется не совсем ЭТИЧНЫМ.

ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.

Профессор получил документ, подтверждающий ОПЛАТУ им командировки.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ПЯТИСОТ фотографий

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

НАИБОЛЬШЕ уместный

ИХ разговор

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1)Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

2)В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4)В северной части острова Калимантан сделаны новые фотографии одного из наименее изученных видов кошачьих - калимантанской кошки, которая долго считалась полностью уничтоженной.

Д)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5)Согласно древнерусских летописных источников первые упоминания о Москве относятся к 1147 году.

 

6)Лишь увидев плот «Кон-Тики», можно оценить геройство тех, кто осмелился плыть на нём по океану.

 

7)Все, кто написал рецензию на «отлично», дал глубокий анализ произведения и обосновал свою точку зрения.

 

8)Рассматривая наскальные изображения эпохи камедного века, рисунки могут быть поняты людьми разных национальностей.

 

9)Вдохновение - это состояние, при котором человек работает во всю свою силу.

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сомн .. ваться

г .. лосовой

прис .. гать (Родине)

к .. рьерист

взгл .. нуть

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не .. гибаем, бе .. делье

о .. бросить, на .. пись

пр .. эабавный, пр .. вёл

пр .. одолев, пр .. града

пр .. бежать, пр .. успевал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вздраг .. вать расклан .. ться обессил .. ть (от усталости) назойл .. вый улыбч .. вый

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

проед .. шься

вывез .. нный

выдел .. шь

сброш .. нный

постигн .. шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.

Корабль был (НЕ)БОЛЬШОЙ, но надёжный и комфортабельный.

Брат (НЕ)УДОСТОИЛ его даже упреком.

Перед взором туристов открылась далеко (НЕ)ПРИВЫЧНАЯ картина.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) Вы не правы, (ПО)СКОЛЬКУ нельзя осуждать человека только (3А)ТО, что вы не разделяете его убеждений.

2) (ПО)ТОМУ, что говорил дед, ясно было, что он доволен Витькой, и (ОТ)ЭТОГО хорошо становилось на душе.

3) Он труженик и (ПО)ЭТОМУ успешен, (3А)ТО честолюбив не в меру.

4) Вода в заливе отличается чрезвычайной солёностью, а ТАК(ЖЕ) плотностью, ПОТОМУ(ТО) удары волн здесь гораздо сокрушительнее, чем в море.

5) (НА)КОНЕЦ встреча состоялась. ТАК(ЧТО) все проблемы были решены.

14. Укажите цифру(-ы),.на месте которой(-ых) пишется НН.

Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.

2)Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.

3)Море неумолкаемо шумит да плещет.

4)На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.

5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой( -ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К удивлению (1) всех присутствующих (2) прибавился испуг. В эту минуту каждый (3) наверное (4) вспомнил родной дом и своих близких.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В самом раннем возрасте (1) А. Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

20.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда приходила осень, Марфа Ильиична становилась особенно печальной: она погружалась в воспоминания о прошлом.

                                

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Дом ... (2)Дом ... (3)Дом ...

(4)Домский собор, с петушком на шпиле. (5)Высокий, каменный, он звучит над Ригой. (6)Пением органа наполнены своды собора. (7)С неба, сверху плывёт то рокот, то гром, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья ...

(8)И снова грозным валом бушующих страстей сносит всё, снова рокот. 
(9)3вуки качаются, как дым ладана. (10)Они густы, осязаемы. (11)Они всюду, и всё наполнено ими: душа, земля, мир.

(12)Всё замерло, остановилось.

(13)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

« (14)Может, всё, что было до этого, -- сон? (15)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром».

(16)3ачем так напряженно и трудно живём мы на земле нашей? (17)3ачем? (18)Почему?

(19)Дом. (20)Дом. (21)Дом ...

(22)Благовест. (23)Музыка. (24)Мрак исчез. (25)Взошло солнце. (26)Всё преображается вокруг.

(27)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёколками, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (28)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(29)3ал полон людьми, старыми и молодыми, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными.

(30)И никого нет в зале!

(31)Eсть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(32)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра ...

(33)И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку ... пушками, бомбами, ракетами ...

(34)Не может этого быть! (35)Не должно быть!

(36)А если есть. (37)Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. (38)Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть смерть наша будет свободной и душа отойдёт в иной мир облегченной и светлой.

(39)Живём мы все вместе. (40)Умираем по отдельности. (41)Taк было века. (42)Так было до этой минуты.

(43)Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. (44)Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. (45)Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения а не звериный рёв убийцы.

(46)Домский собор! (47)Домский собор! (48)Музыка! (49)Что ты сделала со мною? (50)Ты ещё дрожишь под сводами, ещё омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом всё вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в чёрном и кланяется сверху. (51)Маленький человек, пытающийся уверить, что это он сотворил чудо. (52)Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

(53)Домский собор. (54)Домский собор.

(55)Здесь не рукоплещут. (56)Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. (57)Плачет каждый о своем. (58)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что недолговечно волшебство, обманчиво сладкое забытьё и нескончаемы муки.

(59)Домский собор. (60)Домский собор.

(61)Ты в моём содрогнувшемся сердце. (62)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (63)За все, за всё благодарю!

(По В. П. Астафьеву*)

 

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) - выдающийся советский и российский писатель.

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Домский собор, высокий каменный собор с петушками на шпиле, находится в Риге.

2) Своды высокого каменного Домского собора были наполнены звуками органа.

3) Зал рукоплескал исполнителю музыки в Домском соборе.

4) Пока в Домском соборе звучала музыка, за его стенами стреляли пушки.

5) В Домском соборе на смену душевной смуте, мелким страстям, будничной заботе приходят нежность, очищение души, вера в жизнь.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4, 5 содержатся элементы описания.

2) Предложение 15 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 14.

3) Предложения 27 и 28 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 44, 45 представлено повествование.

5) Предложения 62, 63 содержат рассуждение.

23. Из предложений 27-32 выпишите фразеологизм со значением «сосредоточенно напряженно вслушиваться».

24. Среди предложений 27-33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий)

25. «Текст В. П. Астафьева очень звучен и музыкален благодаря такому приёму, как (А) _______ : слова "Дом", "Домский собор" раскатисто звучат на протяжении все текста, настраивая читателя на философский лад. На размышления также наводит приём - (Б) ______ (предложения 29-30, 39-40, 52). Образность тексту придают многочисленные тропы, в частности (В) _______ ("клокочущий... мир" в предложении 32, "броневые груди" в предложении 50), а также (Г) ______ (предложение 6, "она сочится непонятной болью" в предложении 31»).

 

Список терминов:

  1. эпитеты
  2. восклицательные предложения
  3. звукопись
  4. парцелляция
  5. антитеза
  6. назывные предложения
  7. фразеологизм
  8. развёрнутая метафора
  9. диалектизмы

Вариант 3

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Сама идея имитации звёздного неба внутри помещения очень древняя: попытки создания разных видов планетариев с целью обучения и эстетического созерцания известны в течение уже более двадцати веков. (2)Одни планетарии показывали звёзды и планеты так, как их видно с Земли; другие, напротив, становились моделями реальной картины, где Земля и другие планеты вращались вокруг Солнца. (3)Планетарии первого типа назвали, , птолемеевскими, а второго - коnерниковскими.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Попытки создания разных видов планетариев с целью обучения и эстетического созерцания известны в течение уже более двадцати веков, и за этот период были созданы различные типы планетариев.

2)Попытки создания планетариев предпринимались давно: одни планетарии - птолемеевские -- показывали звёзды и планеты так, как их видно с Земли, другие -- коперниковские -- были моделями реальной картины, где Земля и другие планеты вращались вокруг Солнца.

3)Два типа планетариев: птолемеевские, показывавшие звёзды и планеты как будто с Земли, и коперниковские, представляющие модель реальной картины, в которой Земля и другие планеты вращались вокруг Солнца, -- создавались в течение более двадцати веков.

4)Идея имитации звёздного неба внутри помещения очень древняя, и в зависимости от эпохи создания различные типы планетариев называли птолемеевскими или коперниковскими.

5)В планетарии звёзды и планеты, как правило, показаны так, как их видно с Земли, и планетарии такого типа уже на протяжении более двадцати веков называют птолемеевскими.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

к сожалению например однако вероятно соответственно

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТИП. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТИП, -а, м.

1) Человек, отличающийся какими-нибудь характерными свойствами, приметами (чаще отрицательными). Забавный т. Неприятный т. Приходил какой-то странный т.

2) Образ, содержащий характерные, обобщённые черты какой-нибудь группы людей. Т. руководителя в советской литературе.

3) Разряд, категория людей, объединённых общностью каких-нибудь внешних или внутренних черт. Он очень

замкнут я не люблю людей такого типа.

4) Вроде, наподобие чего-либо. Устройство типа центрифуги. Гостиница типа пансионата.

5) Форма, вид чего-либо, обладающие определёнными признаками. Типы рельефов.Славянский т. лица. Т. автомобиля.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лЕкторов налилА зАгнутый обострИть избАлованный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В роли талантливого дирижёра молодой актер был весьма ОРГАНИЧНЫМ.

Наиболее безопасный и ЭФФЕКТИВНЫЙ способ борьбы с вредными насекомыми - биологический.

Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее чем за 45 суток до даты его отправления.

Школьники ВЫРАСТИЛИ в саду розы двух сортов.

Мастерство вырабатывается из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ИНЖЕНЕРА

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

НАИБОЛЕЕ УМЕСТНОЕ слово

ИХ книги

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с косвенной 
речью

1)Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлены неожиданными метафорами, 
выразительностью антитез, сцеплением 
антонимов.

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных 
форм

2)Задержавшись у дверей, сестра ещё раз 
помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

В) нарушение в построении предложения

с несогласованным приложением

3)Исполняя эту роль, у зрителей возникло 
двойственное чувство от игры актера.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

4)Все, кто присутствовал на заседании учёного совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.

Д) неправильное построение предложения

с деепричастным оборотом

5)В поэме А. Блока «Двенадцати» неожиданный финал.

 

6)Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

 

7)Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода.

 

8)Именно поэтому поэзию считают образцом краткой и выразительной речи, которая оказывает на читателя сильное воздействие.

 

9)С большой сердечной любовью относились к А. П. Чехову простые люди: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны.

 

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ав .. нгард экз .. менатор утр .. мбовать возг .. рание фил .. рмония

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п .. дписать, с .. гласие

в .. бежать, ди .. баланс

пр .. шить, пр .. бывание

супер .. гра, под .. скал

пр .. открыл, пр .. милый

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

улыбч .. вый настойч .. вый перестра .. ваться магни .. вый неаатейл .. вый

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заброш. .нный потревож .. нный поджар .. шь подмеч .. нный сыпл .. шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

Мне (НЕ)(О)ЧЕМ с вами разговаривать.

Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь -- две внутренне связанные темы пьесы.

Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе «Перово».

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

Исходя из представления о предопределённости можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным. он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

(И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2)Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3)На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4)Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5)И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катил ось ласковое солнце.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой( -ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но знаю я, что лживо, а что свято, - 
Я это понял (1) все-таки (2) давно.

Мой путь один, всего один (3) ребята, - 
Мне выбора (4) по счастью (5) не дано.

(В. С. Высоцкий)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

20.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Здесь он впервые дебютировал как дирижёр, потом как оперный композитор.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит - рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня - наши истоки, наши корни. (4)Деревня - материнское лоно, где эарождался и складывался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабушек. (6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне. (9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла свой второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Красная армия. (10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской женщины в послевоенную 
пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь
В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова. (13)Это не идеализация деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной легкостью и высокомерно вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

(14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний.

(15)Да, эти героини малограмотные, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная самоотверженность обостренная русская совесть и чувство долга, способность к

самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому - да всего не перечислишь

(17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества (18)И одна из главнейших задач современной литературы - предостеречь молодежь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.

(19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом ...

(По Ф. А. Абрамову)

* Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983) - российский писатель, литературовед, публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы - значительного направления советской литературы 1960-19.80-х годов.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В деревне зародился новый тип человека, который в литературе ХХ столетия временно потеснил других персонажей.

2) Благополучие нынешних поколений стало возможным благодаря миллионах безымянных тружеников и воинов - наших предков.

3) Про изведения писателей о русской деревне проникнуты тоской по уходящей избяной Руси.

4) Необходимо сохранять и защищать непреходящие ценности духовной культуры нашего народа.

5) Современная литература должна развлекать, создавать условия для хорошего отдыха.

 

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 объясняет содержание предложения 1.

2) Предложения 8-10 содержат иллюстрацию приведённого в предложении 7 утверждения.

3) В предложениях 11-12 представлено описание.

4) В предложениях 15-16 представлено повествование.

5) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.

23. Из предложений 3-6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 10-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Автор неравнодушен к судьбе русской деревни, поэтому его рассуждения глубоко эмоциональны. Эмоциональность тексту придают синтаксические средства выразительности: (А) _______(предложения 6, 7) и (Б) ______ (предложение 11), а также приём - (В) ______ (предложения 3, 4). Рассуждая о духовной сфере, Ф. А. Абрамов использует такой троп, как (Г)_______ ("душевного очерствения", "духовный багаж" в предложении 18»).

Список терминов:

  1. синонимы
  2. фразеологизм
  3. книжные слова
  4. анафора
  5. метафора
  6. восклицательные предложения
  7. парцелляция
  8. риторический вопрос
  9. вопросно-ответная форма изложения