Skip to main content

На 16.10 для 8СЭП и для 8ФМП

Выполните задание на отдельном двойном листе.

Практическая работа
Наречие
1. Прочитайте правило употребления дефиса в наречиях и выполните упражнение.
----------
Наречия пишутся через дефис в следующих случаях.
1. В наречиях, образованных от прилагательных и местоимений, с приставкой по- и суффиксами -ому/-ему, -ск-и, -ьи, -и.
2. В наречиях, образованных от порядковых числительных, с приставкой в-(во-).
3. В неопределенных наречиях, имеющих в своём составе постфиксы -то, -либо, -нибудь или приставку кое-(кой-).
5. В наречиях, образованных повторением одного и того же слова, той же основы.
6. В сочетаниях двух синонимичных слов, образующих наречие.
ВНИМАНИЕ! Научимся отличать наречия с дефисным написанием от наречных сочетаний, которые состоят из форм именительного и творительного падежа существительного. Чудак чудаком, клин клином.
---------
Запишите наречия. Суффиксы и приставки, перечисленные в правиле, выделите.

По-боевому, по-вашему, по-летнему, по-польски, по-рыцарски, по-медвежьи, по-латыни; где-нибудь, когда-нибудь, куда-нибудь, кое-как, кое-куда, почему-то, откуда-то, отчего-то, совсем-таки, так-таки, в-третьих, в-пятых, в-седьмых давно-давно (очень давно), еле-еле ( совсем немного), сильно-сильно (очень сильно), крепко-накрепко, чисто-начисто, строго-настрого, крест-накрест, волей-неволей, нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

2. Прочитайте правило.
----------
Не путайте наречия (пишутся через дефис) с омонимичными сочетаниями предлогов с прилагательными и местоимениями (пишутся раздельно). Для того чтобы их разграничить, используйте следующее правило: прилагательное и местоимение можно изъять из предложения; с наречием эта операция невозможна.
Поезда ходят по прежнему расписанию (Поезда ходят по расписанию). – У нас всё по-прежнему.
События развивались по другому варианту (События развивались по варианту). – Он всё сделал по-другому.
----------
Запишите, раскрывая скобки. Укажите части речи омонимичных слов.

1.(С)начала подумай, потом отвечай. 2.(С)начала встречи прошло три часа . 3.Он взглянул наверх. 4.Он поднялся на верх лестницы. 5.(В)дали мелькнул парус. 6. (В)дали голубой виднелись горы. 7.Влево, бесконечно далеко, (в)глубь расстилались засеянные поля. 8. Кочевники складывали кибитки и бежали (в)глубь степей.

Синтаксис
1. Распределите предложения на 2 колонки: двусоставные и односоставные.

Постучали в дверь. Ветром сорвало крышу. Люблю грозу в начале мая. Беги за мной! Полночь, зима. Ты беги за мной! Кто-то стучит в дверь. Ветер сорвал крышу. Мне не спится. Светает. От сказанного слова не отвяжешься. Цыплят по осени считают. На улице холодно. Я мёрзну. Всем молчать! На небе нет ни облачка. Небо безоблачно. Языкознание – сложная наука.

2. Перепишите, подчеркните грамматические основы, отметьте графически осложняющие конструкции, составьте схемы предложений.

Мне стало грустно и одиноко.
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
Расчёт, по-моему, был математически точен.
Птица, вздрогнув, подобрала крылья.
Поляны, усыпанные листьями, были полны солнца.
Чиркнула спичка, лишь на секунду осветив лицо мужчины.
Жизнь, я так благодарен тебе.
Всегда: зимой, летом, весной, осенью – старец Порфирий ходил босиком.
На праздник пришли все: друзья, соседи, одноклассники.
В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.
Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда?
Пока шел дождь, мальчики стояли под навесом.
Наступила ночь, в домах зажглись огни.
Музыка стихла, но праздник продолжался.
Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова.