Skip to main content

Для 9итп, хбп, сэп

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.  9 класс

Задание 1.Дан ряд слов: цирк, жизнь, мёд, крот, цех, чек, рысь, мех, гроза, шить. Выпишите слова, в которых а) все согласные звуки являются твёрдыми, б) есть непарные твердые согласные звуки, в) есть непарные глухие согласные звуки.

Задание 2.Известно, что русское ударение разноместное и подвижное. Это создаёт некоторые трудности при его усвоении. Однако эти неудобства искупаются возможностью с помощью места ударения различать слова, определять сферу и возможные условия их использования.

 Со словами  составьте такие словосочетания, чтобы была видна разница в значении.

1) погрУженный – погружЁнный; 2) нАголО – наголО; 3) прОлитый – пролИтый; 4) исчЕрпав – исчерпАв; 5) дОбыча – добЫча; 6) комбАйнер – комбайнЁр; 7) длИнны – длиннЫ; 8) привОд – прИвод.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и разделите слова на группы в зависимости от написания.

Прие…жающий, ви…жащий, вы…женный, по…же, дро…жевой, дребе…жать, размо…жить, жу…жащий, брю…жать, бры…жущий, взгромо…жусь, со…жение. Одинаково ли объясняется написание слов, входящих в группу? Ответ аргументируйте.

Задание 4. Составьте словосочетания, соединив слова правого и левого столбцов. Ответ запишите с помощью цифр и букв. Как называются слова из первого столбца? Объясните значение каждого из определений в получившихся словосочетаниях при помощи одного синонима.

  1. безоглядный
  1. невеста
  1. ненаглядный
  1. океан
  1. неоглядный
  1. поступок
  1. неприглядный
  1. туман
  1. непроглядный
  1. ненависть

Задание 5.Что означает фразеологизм не щадя живота своего? При описании каких событий он обычно употребляется? Каково значение слова живот в этом выражении и в современном русском языке? К какому типу устаревших слов относится слово живот и почему?

Задание 6. В русских говорах Удмуртии было зафиксировано слово федорёнки, обозначающее детей. Как, на ваш взгляд, оно было образовано? Как будут в этом говоре называть одного из детей? Какое народное представление легло в основу данного наименования?

Задание 7. Кофий, кофей, кохей, кефа, кофа, кофь– варианты существительного, активно использующегося в современном русском языке. Какое это существительное? Какой грамматической особенностью в современном русском языке оно обладает? Какого рода в современном русском языке это слово (выберите правильный вариант ответа): 1) среднего, 2) мужского, 3) мужского рода, но допустимо и среднего.

Задание 8.К какому разряду обстоятельств по значению относятся деепричастия в приведенных примерах?

1. В старом русском кинематографе стремились все «интерьеры» строить на натуре, желая использовать даровой солнечный свет (В. Демин).

2. Мопассан, заинтересовавшись жизнью обитателей этих лачуг, написал бы, пожалуй, несколько превосходных рассказов (К. Паустовский).

3. Не будучи аналогией жизни, искусство не имеет бытия, вполне подобного нашему, не может нам доставить чувственного общения с иными реальностями (Н. Гумилев).

Задание 9.Расставьте знаки препинания. Сколько всего правил постановки знаков вы использовали? Перечислите эти правила.

Философ Милкин сделал зверское лицо и по-видимому хотел что-то сказать но вдруг причмокнул губами вероятно вообразив жареную утку и не сказав ни слова влекомый неведомою силой схватил шляпу и выбежал вон(А. Чехов).

Задание 10.Стихотворение Валерия Брюсова «Памятник» (1912 г.) начинается так:

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.

Кричите, буйствуйте, - его вам не свалить!

Распад певучих слов в грядущем невозможен, -

Я есмь и вечно должен быть.

Что вы знаете о словоформе есмь? Правильно ли она употреблена поэтом? Какая словоформа используется в подобных случаях сейчас? Как бы вы сказали последнюю фразу?

9 класс

 1. Выпишите слова, в которых ударение падает на последний слог.

Квартал, простыня, оценена, позвоним, торты, свекла, конусов, красивее, щавель.

Максимальное количество баллов - 6

  1. Определите, в каких словах есть окончание [э]. Выпишите эти слова. Сделайте их  морфемный разбор.

Иначе, будущее, многоточие, побольше, чтение, удачнее, кофе 

Максимальное количество баллов - 6

3. Определите способ образования каждого из данных слов. Сделайте морфемный разбор слова, образованного бессуфиксным способом.

Вузовец, взморье, вход, полуживой

Максимальное количество баллов - 6

4. Прочитайте фразу. Она была придумана для запоминания определенной последовательности. Скажите, что было легче запоминать, используя эту фразу, докажите свою мысль примерами. Подберите современный синоним к устаревшему слову ведаю.

Я буквы ведаю, говорю – добро есть ….

Максимальное количество баллов - 8

5. Вспомните качества хорошей речи. Закончите пословицы, в которых говорится о качествах речи.

А. Речь хороша, когда….

Б. Не говори, всего, что знаешь, но….

Максимальное количество баллов – 10.

6. Определите,какой частью речи являются выделенные слова. В роли каких членов предложения они выступают?

1. Охи и ахи послышались со всех сторон.

2. Иззябла я …ух как!

3. Гонорар – увы и ах!

4. Доходы не ахти великие получал.

5. Громкое кукареку донеслось из сарая.

Максимальное количество баллов – 8

 7. Слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи, в лингвистике называют функциональными омонимами. Составьте предложения, чтобы в них слово БЛИЗКО выступало в роли разных членов предложения и относилось к разным частям речи.

Максимальное количество баллов – 6

8. Установите, сложными или простыми являются данные предложения.

1. Он был ясно виден, даром что ехал в тени.

2. Счастье без ума – что дырявая сума.

3. С ним говорить – что решетом воду носить.

4.Голова без ума, что фонарь без света.

5. Он кричал что есть мочи.

Максимальное количество баллов - 10

9. Найдите в предложениях ошибки. Исправьте их, укажите тип ошибки.

1. Производство этой машины началось годом спустя премьеры.

2. Я стараюсь принять решение коллегиально.

3. Цель – дать более зеленый свет для отечественных производителей.

4.Среди уличных музыкантов есть и такие, которые выступают под открытым воздухом.

5. И барыня на собачку так разозлилась, что она ее чуть не укусила.

Максимальное количество баллов - 12

10. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Самой большой сердечной привяза..ностью Ивана Сергеевича  была его родная Смоленщина русская деревня, им посвящены самые сердечные строки его произведений и надо ли говорить, что они были самым излюблен..ым предметом его разговоров! Тут Иван Сергеевич молодел на глазах, весь преображался, в нем выражаясь его же словами «оживал… светловолосый, мечтательный мальчик с (не)покрытою выг..ревшею на солнце головой», и далее прошлое, старая деревенская Русь, русская природа, само слово русское все как(бы) рождалось заново, являлось в своей изначальной родниковой чистоте (Ф. Абрамов).

Максимальное количество баллов – 8.

11.Определите, для какого функционального стиля речи характерна приведенная лексика. Подберите к существительным глаголы, с которыми они сочетаются в данной сфере общения.

1. Приказ, выговор, служебное письмо, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция.

2. Предъявить, осуществить, направить, составить, установить, объявить, вынести, издать, подать.

Максимальное количество баллов – 8.

12.  Проанализируйте отрывок из рассказа Саши Черного “Друг”. Оцените речевую ситуацию. На место пропусков вставьте наречия со значением оценки. В первом и во втором случаях используется одно и  то же наречие в разных формах.

К двум часам Петухов заговорил о гимназии. Василий Николаевич несколько оживился и тоже вспомнил два-три выброшенных из памяти за ненадобностью случая. Около трех часов, после продолжительной паузы, друг наконец спросил:

  • Слушай, Базиль …
  • А?
  • У тебя нет в Питере подходящих знакомств?
  • Каких?
  • Литературных …Ты ведь всюду вращаешься …
  • Нет, - __________ ответил Василий Николаевич, натягивая на глаза одеяло.
  • А у Нины Николаевны?
  • Нет.

            -    Гм …- гость вздохнул и потушил папиросу.

  • А у твоих знакомых?
  • Нет! – еще __________ ответил Василий Николаевич.
  • Тэкс …Ну спокойной ночи.
  • Приятных сновидений. Василий Николаевич __________ улыбнулся под одеялом и через минуту уснул.

Максимальное количество баллов – 10.